Проверка контрагентов: рекомендации
Чтобы обезопасить себя от нечестных партнеров при ведении бизнеса необходимо регулярно проверять контрагентов на добросовестность. Решение о сотрудничестве с новой компанией принимается только после тщательной проверки всей доступной о ней информации.
На своем официальном сайте ФНС разместила в открытом доступе актуальные данные:
- о налоговых нарушениях, по которым решения о привлечении к ответственности вступили в силу с 1 января по 31 декабря 2022 года;
- об общем размере штрафов, которые не уплатили до 1 октября 2023 года.
Аналогичные сведения можно найти в сервисе «Прозрачный бизнес», где в виде графиков отражены показатели по каждой компании за последние три года.
Напомним, что в мае ФНС разместила на сайте сведения о доходах и расходах организаций по бухотчетности за прошлый год, а также о спецрежимах налогоплательщиков на 1 апреля 2023 года. Эти данные ведомство обновляет каждый месяц.
Как проверить контрагента
1) Проверить сведения о контрагенте и его руководителе, в том числе:
- является ли контрагент официально зарегистрированным юридическим лицом или ИП;
- нет ли сведений о руководителе в реестре дисквалифицированных лиц, лишенных права занимать определенные должности и участвовать в управлении организациями;
- не является ли адрес контрагента одним из адресов массовой регистрации.
- не входит ли контрагент в число должников, которые не погасили долги, взысканные по суду. Это можно проверить через Банк данных исполнительных производств.
Все полученные сведения следует сохранить с указанием даты их получения, например, в виде распечаток с сайта.
2) Запросить у контрагента документы (копии), подтверждающие:
- право осуществлять определенные виды деятельности (лицензии);
- полномочия должностных лиц, которые подписывают договоры, первичные учетные документы, счета-фактуры.
3) Проанализировать сведения о контрагенте, доступные в сети Интернет и СМИ. Изучить сайт контрагента, рекламные объявления, отзывы покупателей, чтобы убедиться в наличии у него ресурсов для исполнения договора. Рекомендуется сохранить распечатки с сайтов, переписку с контрагентом и другие результаты исследований, в дальнейшем эти документы помогут доказать реальность заключенной сделки.
Перечень действий, которые могут подтвердить должную осмотрительность, не является исчерпывающим. Для оптимизации процесса можно разработать свой перечень мероприятий по проверке потенциального партнера и закрепить его в локальных нормативных актах.
Это поможет снизить риск заключения сделки с недобросовестными контрагентами и возникновения претензий со стороны налоговых органов.
Максимально упростить проверку контрагентов можно с помощью сервиса «Скрин Контрагент»:
- Интеллектуальная система поиска
- Мониторинг изменений данных
- Персональный менеджер по обучению работе с сервисом
- Стоимость ниже аналогов