Электронная подпись для физических лиц: как оформить

Электронную подпись могут получить не только юрлица и индивидуальные предприниматели, но и физические лица. ЭЦП для физлиц – современный и удобный способ взаимодействия с электронными порталами Госуслуг, Росреестра, ФНС и других государственных служб.

Физическим лицам доступны три вида ЭЦП:

  • простая: логин-пароль, подтверждения по SMS или email. Бесплатная и не требует никакой настройки. Не обладает юридической силой.
  • неквалифицированная. Оформляется при предъявлении паспорта. Применяется в электронном документообороте и интернет-аукционах для заверки электронных документов и контроля изменений в них.
  • квалифицированная. Полноценный аналог рукописной подписи. Обладает юридической силой. Оформляется в аккредитованных удостоверяющих центрах.

От вида электронной подписи зависит набор возможностей, доступных с ее применением. Универсальный вариант, предоставляющий самые широкие возможности – усиленная квалифицированная ЭП.

Зачем электронная подпись физическому лицу

Усиленная квалифицированная электронная подпись необходима для совершения юридически значимых действий: работы с порталом госуслуг, сдачи отчетности в госорганы, отправки банковских документов через интернет, оформления кредита или ипотеки, регистрации сделки с недвижимостью в Росреестре и т.д.

Наличие ЭЦП позволяет оформлять и подавать документы дистанционно, не посещая многочисленные госучреждения и не тратя время на очереди. Так, на сайте госуслуг с помощью электронной подписи можно подать заявление на паспорт (заграничный или гражданина РФ), оплатить дорожные штрафы, заполнить заявление на техосмотр, проверить судебные задолженности, оформить пенсию, зарегистрировать ИП и т.д. С квалифицированной ЭП доступен весь функционал сервиса, что значительно упрощает и ускоряет получение необходимых услуг.

Электронная подпись понадобится самозанятым лицам: они должны зарегистрироваться в ФНС. Сделать это можно, подав заявление лично в одном из отделений налоговой, но более оперативный и удобный способ – через госуслуги или сайт налоговой с применением ЭП.

С помощью личной электронной подписи фрилансер может удаленно заключать трудовой договор или договор ГПХ с работодателем, что удобно для обеих сторон. Кроме того, нередко на электронных площадках проводятся конкурсы на выполнение работ технического или творческого характера, участие в которых возможно при наличии ЭП.

Также ЭП позволяет участвовать физическому лицу в электронных торгах, например, на реализацию имущества предприятий-банкротов.

Преимущества использования электронной подписи для физлица:

  • удобство: подать или запросить документы можно из дома или офиса.
  • экономия времени: документы быстро дойдут адресату, ответ также придет быстрее.
  • экономия на услугах нотариуса: электронным бумагам с ЭП не нужна подпись нотариуса.
  • надежность: ЭП нельзя подделать, а внесенные после заверки изменения сразу будут заметны. Отсутствует риск потерять документы.
  • юридическая значимость электронных документов.

Как получить электронную подпись физическому лицу

Процедура получения электронной подписи зависит от ее вида. Бесплатную неквалифицированную подпись можно получить в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС, но она будет действительна только на портале nalog.ru.

Усиленную квалифицированную электронную подпись можно заказать только в аккредитованном удостоверяющем центре ( перечень на сайте Минкомсвязи). Оформление УКЭП – платная процедура и требует ежегодного продления сертификата.

Алгоритм получения УКЭП для физического лица:

  • подать заявление на изготовление ЭП;
  • оплатить счет;
  • подготовить пакет документов (паспорт, СНИЛС, ИНН, нотариальная доверенность (если оформляется через представителя), квитанция об оплате);
  • получить сертификат ключа ЭП.

Стандартный комплект материалов для подачи может варьироваться, так как удостоверяющий центр вправе запросить дополнительные справки.

В некоторых случаях перевыпуск электронной подписи для физического лица может понадобиться раньше, чем через год, еще до окончания срока действия ключа. Например, при изменении реквизитов владельца ЭП, поломке, форматировании или потере USB-носителя с записанным ключом и др.


Оформить электронную подпись за один день вы можете в ООО «ЦИО»! Мы являемся официальными партнерами удостоверяющего центра «Калуга Астрал».

  • Минимальный необходимый пакет документов
  • Упрощенная процедура заполнения заявки с помощью сервиса 1С-ЭТП
  • Получение подписи в течение суток

Вам подходят

Электронная подпись
1500 р

Похожие статьи

1С:Fresh: как зарегистрироваться
Способы подключения к сервису...
Переход на электронную отчетность в 2020 году
ГИР БО: правила сдачи отчетности. Как перейти на электронную отчетность....
Электронная подпись: виды, оформление, применение
Что такое ЭЦП? Где используется? Как получить сертификат?...