Ошибка в кассовом чеке: как исправить
При приеме оплаты от покупателя кассиры могут совершать ошибки: неправильно указать в чеке стоимость покупки, количество товаров, ставку налога и т.д. Что делать, если чек пробит ошибочно? В чем разница между чеком коррекции и исправительным чеком на возврат?
Какой фискальный документ использовать, чтобы исправить ошибку, зависит от характера недочета и версии формата фискальных данных (ФФД) онлайн-кассы.
Проверить актуальность прошивки онлайн-кассы и правильность реквизитов кассового чека можно в ООО «ЦИО». Закажите услугу «Экспертиза кассового чека».
Чеки на возврат
Исправительные чеки с признаком расчета «возврат прихода» или «возврат расхода» применяются, если:
- допущена ошибка: перепутан тип оплаты (наличные или безнал, указана неверная стоимость товара и т.д.);
- используется ФФД версии 1.05.
- производится выплата покупателю денег за возвращенный товар (независимо от версии ФФД).
Алгоритм корректировки чека с признаком «приход»:
- сформировать чек, идентичный ошибочному, с признаком расчета «возврат прихода». В качестве дополнительного реквизита указывается фискальный признак некорректного чека.
- пробить корректный чек с признаком расчета «приход».
Неправильный кассовый чек с признаком расчета «расход» исправляется аналогичным образом.
Если онлайн-касса работает с ФФД 1.1, то для исправления ошибки в ставке НДС можно использовать чек коррекции, так как в таком формате обязательно указывается реквизит «предмет расчета» (тег 1059) (Письмо ФНС России от 14.05.2020 N АБ-4-20/7965@).
При оформлении возврата, кассиру не нужно передавать дополнительные сведения в налоговую инспекцию или составлять акт.
Чеки коррекции
Чек коррекции формируется, если расчеты произведены без применения ККТ или ККТ применялась с нарушением требований законодательства. Например, в следующих ситуациях:
- ошибка в чеке обнаружена продавцом в присутствии покупателя.
- покупатель выявил недочет и обратился за его устранением. Например, при излишне уплаченной сумме.
- чек пробит случайно.
- расчет произведен без применения ККТ из-за ошибки, поломки аппарата, отключения электричества и т.д.
- чеки покупателям выдавались, но фискальные данные не передавались ОФД (при отсутствии интернета).
Чек коррекции может использоваться для исправления ошибки в кассовом чеке, только если онлайн-касса применяет ФФД 1.1. Для других форматов фискальных документов применяются возвратные чеки.
Чек коррекции – фискальный документ, по которому налоговики могут потребовать разъяснения. Поэтому при его оформлении дополнительно нужно составлять акт и объяснительную записку, в которой обосновываются причины сложившейся ситуации.
Для проведения корректировки кассиру необходимо:
- оформить соответствующий акт;
- составить пояснительную записку к чеку коррекции;
- сформировать чек коррекции.
Корректировочный кассовый чек должен содержать реквизиты:
- сумма, подлежащая исправлению;
- признак расчета (приход, расход, возврат прихода/расхода);
- тип коррекции (самостоятельная – «0», по предписанию налоговой – «1»);
- основание для коррекции (номер и дата пояснительной записки).
В корректировочном чеке каждую исправленную сумму нужно отражать в отдельной строке. Если корректировка была сделана общей суммой, следует дополнительно отправить в налоговую подробные сведения. Оформить один чек коррекции на общую сумму непроведенных операций можно, если их причиной стал технический сбой в работе кассы и вина предпринимателя в проведении расчетов без ККТ отсутствует.
Оформить чек коррекции можно в любой день, даже не в тот, в который была совершена ошибка. Для корректировки разрешено использовать как ту же онлайн-кассу, на которой была совершена некорректная операция, так и другой аппарат (Письмо ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@).