Проверка контрагента: порядок и сервисы
Успешное сотрудничество между компаниями возможно только в случае их обоюдной добросовестности и соблюдения требований законодательства. Как убедиться, что заключение сделки с очередным партнером не вызовет негативных налоговых последствий?
Для минимизации рисков следует проявить должную осмотрительность и провести проверку контрагента. Цель проверки – удостовериться в реальности фирмы-партнера и законности ее деятельности и решить, стоит ли с ней сотрудничать.
Если вы не проверили потенциального партнера, а налоговики впоследствии провели проверку и выяснили несоответствия в его деятельности и заключенной сделке, это может повлечь отказ в вычетах по НДС, расходах, зачету или возврату налога и т.д. Так, в результате проверки контрагента может оказаться, что это «однодневка» или компания имеет значительные задолженности, что в любом случае создает дополнительные риски.
Регламент проверки контрагента
При организации проверки контрагента рекомендуется опираться на принципы работы и опыт налоговых служб. Для формирования обоснованного мнения нужно собрать как можно больше информации:
- проверить данные о контрагенте, его должностных лицах на сайте ФНС или через электронный сервис «Прозрачный бизнес»: официально ли зарегистрировано юрлицо (ИП), не включен ли руководитель в реестр дисквалифицированных лиц, не является ли адрес регистрации фирмы массовым, нет ли долгов или судебных разбирательств с участием контрагента и т.д.
- запросить у контрагента документы, которые подтверждают полномочия должностных лиц, подписывающих договоры (приказы, доверенности), а также которые дают право заниматься определенными видами деятельности (лицензии).
- провести анализ информации о контрагенте, доступной в Интернете и СМИ: изучить сайт, рекламу, отзывы и т.д.
Также нужно обратить внимание на ресурсные возможности контрагента: производственные мощности, технологическое оборудование, квалифицированные специалисты – хватит ли их для выполнения условий сделки.
На сайте ФНС (электронный сервис «Прозрачный бизнес») информация об организациях обновляется ежегодно 8 апреля (ранее 1 августа). Предоставляется доступ к сведениям о среднесписочной численности работников за предыдущий год, о суммах доходов и расходов по бухгалтерской отчетности, уплаченных налогах, долгах перед налоговой службой, штрафах и правонарушениях компании.
Все факты, выявленные в ходе проверки, следует внести в отчет и приложить к нему пакет соответствующих материалов.
Важно не только собрать максимально полную информацию о контрагенте, но и проанализировать ее. Например, данные об исключении из ЕГРЮЛ, наличие значительных задолженностей, сведения о банкротстве – нежелательные пункты в послужном списке партнера.
Сервис проверки контрагентов СКРИН «Контрагент»
Для крупной организации с большим количеством партнеров полноценная проверка каждого из них в ручном режиме потребует много времени. Оптимизировать этот процесс можно с помощью специального сервиса СКРИН «Контрагент». Система не только оперативно находит информацию по минимальным данным в запросе, но и позволяет организовать подписку с информированием обо всех изменениях в положении контрагентов. Информацию о каждом контрагенте можно сформировать в отчет и сохранить в любом формате.
Благодаря персональному менеджеру, который обучает взаимодействию с программой, информирует об изменениях и новых функциях, работать со СКРИН «Контрагент» удобно и легко.
Проверка надежности контрагентов с помощью сервиса уменьшит риск заключения сделки с недобросовестными партнерами, снизит финансовые риски и вероятность претензий налоговых органов.