Электронная подпись в 2021: что нового

В 2021 году все организации, в том числе и субъекты малого предпринимательства, должны сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном формате. Многие компании полностью переходят на ЭДО с контролирующими органами и партнерами. Для работы с соответствующими программами и сервисами понадобится электронная подпись.

С 2022 года изменяется порядок выдачи электронных подписей (Федеральный закон от 27.12.2019 N 476-ФЗ). ЭЦП для юридических лиц, ИП и нотариусов будет выдавать Федеральная налоговая служба на безвозмездной основе. Для плавного перехода от услуг коммерческих удостоверяющих центров налоговики планируют начать выдачу бесплатных ЭП заранее – уже с 1 июля 2021 года.

Кроме того, расширяется функционал удостоверяющих центров: они получат право на хранение и использование ключа ЭП по поручению клиента (облачное хранение электронной подписи). Таким образом, клиенты-владельцы сертификатов подписей не будут «привязаны» к рабочему месту и смогут подписывать документы с любого устройства, не устанавливая специальные программы. Также появится возможность запросить у удостоверяющего центра историю применения дистанционной ЭЦП.

Согласно новым правилам, оформить квалифицированную электронную подпись для юрлица, ИП или нотариуса можно будет, обратившись лично в аккредитованный центр ФНС. Для ряда компаний есть исключения:

  • кредитные организации, платежные системы, некредитные финансовые компании и ИП получают КЭП в ЦБ РФ;
  • должностные лица госорганов, органов местного самоуправления или подведомственных организаций оформляют КЭП в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства;
  • физические лица, в том числе и физлица, представляющие интересы юрлица по доверенности, смогут получить электронную подпись в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах.

Так, с 1 января 2022 года юридические лица и ИП могут применять только квалифицированную подпись, выданную УЦ ФНС России. Сотрудники предприятий и физлица по-прежнему будут оформлять электронную цифровую подпись в аккредитованных удостоверяющих центрах.

Отметим, что срок действия сертификатов ключей электронных подписей, выданных коммерческими УЦ, ограничен 2021 годом.

Удостоверяющим центрам следует обратить внимание на повышение требований для аккредитации. Для УЦ, оказывающих услуги дистанционного хранения ключей ЭП, предусмотрены дополнительные требования.


В ООО «ЦИО» вы можете оформить электронную подпись для сдачи электронной отчетности и ЭДО. Закажите бесплатную консультацию или позвоните нам: (812) 244-11-15 (СПб), (495) 662-30-90 (Москва).


Закажите бесплатную консультацию специалиста


Вам подходят

Электронная подпись
1500 р

Похожие статьи

Электронный документооборот ПФР
Как отправить отчетность в Пенсионный фонд...
Электронная подпись для физических лиц: как оформить
Порядок получения электронной подписи...
Электронная подпись: виды, оформление, применение
Что такое ЭЦП? Где используется? Как получить сертификат?...